Североафриканские наскальные изображения



Помимо инвентаря и остатков трапез, первобытные африканцы оставили после себя множество наскальных изображений, которые местные жители называют «исписанными камнями» (хаджерат мектубат). Очень многочисленные на территории Северной Африки, они на протяжении 40 лет служили объектом исследований Г. Б. Фламана. Но с тех пор, как в 1921 году вышел в свет его классический труд об «Исписанных камнях», наука обогатилась множеством новых открытий и печатных работ. Проблемы техники исполнения, тематики и датировки наскальных рисунков различных областей Сахары изучались Э.-Ф. Готье, А. Брейлем, М. Рейгасом, Т. Монодом; Ливии — П. Грациози и Л. Фробениусом; Восточной Берберии — М. Солиньяком; Южного Орана — Р. Вофреем. Хотя описание и систематизация наскальных изображений далеко еще не завершены, мы располагаем в настоящее время достаточным количеством источников, чтобы рассмотреть их в целом.

Опираясь на труды Г. Б. Фламана, различают три группы изображений. Для одних, выбитых, несомненно, в кремне, характерны широкие и глубокие линии, равномерные и покрытые патиной. Сначала граверы наносили изображение штрихами, затем шилом накалывали отчетливый пунктир и только потом с помощью тщательной полировки каменным орудием получали непрерывную и четкую линию. На эти изображения нанесены другие рисунки, значительно меньшего размера, исполненные грубым пунктиром и чрезвычайно схематичные; обычно они сопровождаются ливийско-берберскими буквами или надписями и изображают животных, которые еще и сейчас водятся в Берберии (некоторые животные, например верблюд, появились здесь сравнительно недавно). К третьей группе относятся очень легко намеченные рисунки современного исполнения, сопровождаемые арабскими надписями. Очевидно, они были выполнены уже после VII века н. э.