Религиозные влияния извне



Пуническая религия не избежала посторонних влияний. По крайней мере до IV века до н. э. в карфагенские могилы клали амулеты египетского происхождения или скопированные с египетских образцов. Исида, Хатор, Осирис, Анубис и т. д. широко представлены в могилах в виде фигурок из глазированного стекла величиною в один-два сантиметра, нанизанных, подобно бусам, на нити. Большее или меньшее количество тех или иных амулетов, найденных в могилах, определяется, по-видимому, тем, что их магическое воздействие зависело от капризов моды.

Чтобы искупить несчастья, навлеченные, по убеждению карфагенян, разграблением в 396 году до н. э. сиракузского храма Деметры и Коры-Персефоны, они ввели в родном городе греческий культ этих двух богинь — Церер, удержавшийся и при римском владычестве. Они поклонялись сицилийской богине Афродите Эриксинской, и ежегодно она вместе с храмовыми голубями на девять дней «переселялась» с горы Эрике в Африку.

Влияние, которое начиная с IV века до н. э. греческий Восток оказывал на Карфаген, не следует ограничивать областью религии. Уже имеется довольно много археологических данных, позволяющих предположить, что многие аспекты пунической цивилизации претерпевали глубокие изменения под влиянием эллинизма.

Но еще более ощутимым было, несомненно, ливийское влияние. Его прослеживают в погребальных обычаях сгибания тел покойников, окрашивания их охрой и перемешивания костей, предварительно отделенных от мяса. Финикийские божества сливались с божествами африканскими, и многие исследователи даже склоняются к мысли, что самое имя «Танит» африканского происхождения. В храме Сиагу (в Бирбу-Рекба, близ залива Хаммамет) были найдены изображения богини с головой львицы или стоящей на льве, а также сфинкс с женской грудью. Их происхождение объясняют влиянием ливийских культов в последний период Карфагена.